Версия для слабовидящих
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 196»
Юридический адрес: 630066, г. Новосибирск, ул. Саввы Кожевникова, 21,
т/ф (факс) - 308-63-02, e-mail: sch_196_nsk@nios.ru

Гичкина Валентина Александровна

Меня зовут  Гичкина Валентина Александровна

Учитель-логопед первой квалификационной категории

На консультацию можно записаться по e-mail: VGichkina@s196.edu.ru


Эта страница посвящена развитию и коррекции речи на основе коммуникативного подхода. Вы сможете узнать о различных речевых нарушениях,  основных принципах и методах логопедической помощи.

Представлены материалы по артикуляционной гимнастике, автоматизации и дифференциации звуков речи, развитию лексико-грамматического строя языка и связной речи. Здесь можно найти большую подборку различных стихотворений, скороговорок, чистоговорок для изучения звуков и букв.

Логопедам будут интересны материалы по работе на основе современных образовательных технологий, конспекты занятий, компьютерные презентации.

Надеюсь, моя страница будет Вам полезна!

Мои профессиональные успехи:

В дошкольном учреждении  я работаю учителем-логопедом с января 2017 года и строю свою деятельность на основе новейших достижений дефектологической науки по работе с детьми, имеющими нарушения устной речи.

Закончила НГПУ в 2011 г., присуждена квалификация учитель-логопед; в 2013г. присвоена квалификация магистр по направлению специальное (дефектологическое) образование.

Являюсь автором программы коррекционно-логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Программа составлена на основе Федеральных государственных общеобразовательных стандартов дошкольного образования, на основе методических рекомендаций Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Е.В. Мазановой,  системы коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР (Н.В. Нищева), методических рекомендаций Г. В. Дедюхиной, Е. В. Кирилловой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой.

Успешно распространяю свой методический опыт среди коллег:

Регулярно провожу открытые занятия для педагогов, слушателей НИПКиПРО, студентов НГПУ, районных семинаров логопедов и психологов.

Желаю успехов!


 «Развитие словарного запаса у детей»

Консультация для родителей

Ребёнок становится маленьким языковедом, потому что учится не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать из каких звуков состоит слово, из каких слов состоит предложение. Но на каком уровне он это усвоит — в значительной степени зависит от нас с вами.

Пока что, с сожалением, учёные утверждают, что дети разговаривают не всегда красиво.

В чём это проявляется:

  1. Имеют дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и т.д.;
  2. Речь бывает однообразной: дети не употребляют в активной речи наречия, прилагательные, причастия;
  3. Слабо развита монологическая речь, т.е. умение логично, без пропусков передавать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушанной сказки.

Замечено, в той семье, где взрослые говорят красиво, на уровне литературного языка, дети усваивают речь быстрее и лучше. Потому что речь у дошкольника формируется по подражанию.

 

Решение проблемы: начнём со звуковой культуры речи, которая включает в себя много других частных задач:

  1. Произношение всех звуков не только изолировано, но и в речи;
  2. Умение говорить, владея всеми средствами выразительности;
  3. Произносить слова и предложения в различном темпе, с различной силой голоса;
  4. Владеть культурой общения: смотреть в глаза собеседнику, не прерывать других, использовать в речи «Волшебные слова».

 

Развивать в звукопроизношение необходимо с помощью потешек, скороговорок, стихотворений:

  1. Прочитайте стихотворение и придумать конец.
  2. Найдите удивительные слова в стихотворении.
  3. Угадайте, что это смешилка, скороговорка, небылица, дразнилка, считалка?
  4. Попробуйте вместе с детьми рассказать сказку, прибаутку на различные голоса от различных лиц.
  5. Придумайте вместе с ребёнком созвучные слова ( книжка-малышка и др.).
  6. Сравните два стихотворения о зиме или об осени, чем они похожи, чем отличаются.
  7. Поговорите с ребенком, чем нравится вам сказка, рассказ, стихотворение, потешка.
  8. Попробуйте сочинить считалку, сказку.
  9. Сравните и дайте ребёнку возможность объяснить, чем похожи и чем отличаются апельсин и мандарин, жук и муравей, огурец и помидор, воробей и синица, гусь и утка и т. д.

Как обучать ребёнка связанному рассказу?

Ребёнок должен владеть достаточным словарным запасом и уметь правильно строить отдельные предложения.

  1. Постарайтесь вызвать у ребёнка желание о чём-то рассказать:
    • расспрашивайте, побуждая рассказать о каком-либо интересном для него событии, об игре, о посещении цирка или зоопарка, просмотренном мультфильме, о событиях в детском саду и т.д.
    • слушайте ребёнка с живым интересом, направляя сбивчивый рассказ в нужное русло путём постановки вопроса, помогите составить полное, красивое предложение.
  2. Научите ребёнка понимать связанные высказывания прослеживать последовательность событий: учите ребёнка внимательно следить за развитием действия сказки, за последовательностью событий; в этом поможет вечернее чтение, чтение сказок в выходной день.
  3. До овладения связной речью следует научить ребёнка давать на вопрос полный ответ.
    • это можно показать на материале тех же самых сказок
    • прочитав вслух сказку, задайте по её содержанию вопросы в строгом соответствии с ходом развития описанных в них событиях
    • полные ответы на вопросы, по сути дела и будут являться почти пересказом прочитанной сказки. Например, по сказке «Репка»:
  • Что посадил дед? (Дед посадил репку.)
  • Какая выросла репка? (Выросла репка большая-прибольшая.)
  • Что стал делать дед? (Дед стал из земли репку тащить.)
  • Смог ли дед вытащить репку? (Дед репку вытащить не смог.)
  • Кого позвал дед? (Дед позвал бабку)…
  1. Проследите последовательность событий, очень помогает составление ребёнком рассказов по серии сюжетных картин.
  2. Постепенно ребёнок подводится к составлению самостоятельного пересказа и рассказа.
    • для подготовки его к рассказу — картинка внимательно рассматривается вместе с ребёнком;
    • в процессе рассматривания необходимо задавать вопросы по содержанию;
    • после этого само составление рассказа уже не должно представлять для ребёнка особой сложности;

Для упражнения в рассказывании можно использовать следующее:

  1. Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа
  2. Пересказ просмотренного мультфильма
  3. Рассказ о событиях прошедшего дня
  4. Рассказ об интересной прогулке, об экскурсии
  5. Продолжение начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?)
  6. Составление рассказа по данному его концу (а что было до этого?)

Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связей между событиями. Ребенок научится понимать, что рассказ «с чего–то начинается и чем–то заканчивается». Именно это и важно при ответах на школьных уроках, где, как правило, требуется полный и логический рассказ учебного материала.

Необходимо своевременно позаботиться о развитии у него зрительно-пространственных представлений. Подготовка же ребенка к школе с точки зрения полноценности всех «сторон» его речи предупредит появление в дальнейшем очень многих школьных проблем.

 

Рекомендованные приемы доступны всем родителям и напоминаем

«Разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво!»

Ежедневно пополняйте словарный запас детей добрыми, вежливыми словами.

С уважением, учитель-логопед: Гичкина В.А.