Версия для слабовидящих
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 196»
Юридический адрес: 630066, г. Новосибирск, ул. Саввы Кожевникова, 21,
т/ф (факс) - 308-63-02, e-mail: s_196@edu54.ru

Школьное самоуправление

Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и дает обучающимся, педагогам и родителям право участвовать в управлении образовательным учреждением .  Школьное самоуправление – это режим протекания совместной  и самостоятельной жизни, в которой каждый субъект может определить своё место и реализовать свои способности и потребности.

В воспитательной системе школы особое место отводится развитию ученического самоуправления, а точнее соуправления. Опыт работы нашей школы в данном направлении подтверждает, что ученическое самоуправление является важным фактором социализации личности ребёнка, поскольку способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.

Одним из направлений  воспитательной системы школы является развитие школьного ученического самоуправления. В школе создана модель ученического самоуправления. Модель обеспечивает, на наш взгляд, участие детей в управлении воспитательным процессом наравне с педагогами и родителями.

Цель – развитие социальной одарённости детей, форм проявления гражданского участия детей в жизни школы, района, формирование навыков социального ответственного отношения к окружающим людям.

Задачи:

•создавать условия, способствующие социализации учащихся в обществе;
•предоставить учащимся реальную возможность участвовать в планировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
•формировать осознанную гражданскую позицию и ценностное отношение к себе и окружающим;
•поддерживать самоуправленческую деятельность обучающихся, их участие в коллективной творческой деятельности, с учётом их потребностей и интересов.
Принципы   построения  ученического самоуправления:
•добровольности,
•творческой активности,
•равноправия всех обучающихся,
•коллегиальности принятия решений,
•гуманности по отношению к каждой отдельной личности,
•педагогического сопровождения.
Ожидаемые результаты:
•повышение гражданской позиции школьников;
•обеспечение  участия большинства детей в управлении школой;
•увеличение занятости детей во внеурочное время;
•повышение уровня нравственного, физического здоровья обучающихся;
•активизация творческой деятельности обучающихся;
•снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
•создание условий для освоения обучающимися управленческими функциями.

Правовой основой развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении являются:

Ø   Всеобщая декларация прав человека

Ø   Конвенция  о правах ребёнка

Ø   Конституция Российской Федерации

Ø   Закон об образовании в Российской Федерации

Ø   Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

Ø   Устав МБОУ СОШ №196

Ø   Положение об  ученическом соуправлении

Система ученического самоуправления школы имеет 3 уровня: начальный, классное самоуправление и школьное самоуправление.

1 уровень – начальный (4 класс). 

В начальной школе самоуправление учащихся осуществляется на уровне пропедевтики, преимущественно под руководством учителя и учащихся, обучающихся в основной и старшей школе. Непосредственно комитеты ученического самоуправления в начальной школе не формируются. Теме не менее, классный руководитель может внутри класса организовывать временные группы для проведения тех или иных мероприятий (вместе с учащимися основной и старшей школы).

Подобная форма, с одной стороны, позволяет сохранить контроль классного руководителя над деятельностью классного коллектива, а с другой формировать у учащихся начальной школы навыки самостоятельного принятия и планирования своей деятельности, которые им потребуются в основной и старшей школе.

 

2 уровень – классное самоуправление.

Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя.

Управляющий орган самоуправления — Совет класса, который проводится не реже одного раза в месяц (возможно использовать дистанционные технологии при организации заседаний Совета класса, а также использовать социальные сети при обсуждении тех или иных мероприятий).

В состав Совета класса входит актив класса – наиболее деятельные и инициативные учащиеся, избираемые на собрании класса, на основании их собственного желания.

Высший орган классного самоуправления – Заседание Совета класса.

Количественный состав Совета класса и распределение обязанностей в нем определяет классный руководитель с учетом рекомендаций Совета учащихся школы.

Классный руководитель осуществляет координацию деятельности самоуправления на уровне класса, а не подменяет ее своими инициативами и распоряжениями.

 

3 уровень – школьное самоуправление.

Орган школьного самоуправления – Совет учащихся школы.

В состав Совета учащихся входит актив из числа представителей Совета класса (лидеров класса).

Высший орган школьного самоуправления – Заседание Совета учащихся.

Система школьного самоуправления сочетает принципы коллегиальности и единоначалия. Наряду с Советами учащихся класса и школы осуществляют планирование деятельности школьного ученического самоуправления, его организацию и контроль президенты класса и школы. Президент класса избирается Советом класса на основании предложений классного руководителя. Президент школы избирается на Совете учащихся школы на основании предложений заместителя директора, курирующего воспитательную работу в школе.

Президент школы может входить в различные комиссии, организуемые в школе, как представитель школьного ученического самоуправления.

Президент школы может представлять школу в различных мероприятиях, организуемых на муниципальном, региональном или всероссийском уровнях.

 

Содержание деятельности ученического самоуправления 

  1.  Вся деятельность планируется самими учащимися. В ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
  2.  Каждый классный коллектив свободен в выборе содержания деятельности, но с учетом интересов учащихся, ведущими видами     деятельности.
  3.  Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в управление делами.
  4. Ведущими  видами деятельности являются:
  • познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации, взаимопомощь учащихся в учебе, разработка проектов и их реализация;
  • экологическая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений и территории школы, организация дежурства, забота о братьях наших меньших;
  • спортивно-оздоровительная деятельность — организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований,  дней  здоровья;
  • художественно-эстетическая деятельность — концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки;
  • шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
  • информационная деятельность – письменная информация о жизни классов, школы;
  • профилактическая деятельность — организация дежурства по школе,  контроль за посещаемостью и порядком;
  • краеведческая деятельность – исследовательская деятельность, организация выставок и экскурсий;
  • добровольческая деятельность – участие в волонтерском движении, мероприятий, связанных с добровольческим движением.

Под каждый вид деятельности формируются рабочие органы самоуправления: на уровне школы – министерства, на уровне класса – комитеты.

Детская общественная организация «Сияние» активно принимает участие в организации досуга и вожатской работы в школе, участвует в мероприятиях городского и районного уровня.

Ребята ДОО «Сияние» активно принимают участие в организации и проведении таких школьных мероприятий: этапная игра «Экспресс знаний», деловая игра «Выборы», посвящения в первоклассники и  пятиклассники,  посвящение в члены ДОО «Сияние»; организация  ярмарки «Фруктово-овощная радуга»»; концертные программы ко Дню учителя и декаде пожилого человека; театрализованное представление «Новый год»; игровая программа «Масленица»; концертно-игровая  программа «Для милых дам»; «День рождения школы», «Наш дружный класс» и других, участие в акциях: «Добрые крышечки»; высадка елок на аллее «Молодежная» к 80-летию НСО; «Экологический субботник в Бугринской роще» (сентябрь, апрель).

Ребята ДОО «Сияние» под руководством Демидовой Н. М. и Кузьменко Е. В. с 2015 года участвует в городском смотре активов детского самоуправления «Лидерская десятка». Ребята многократно становились лауреатами и победителями в различных номинациях данного конкурса.