Версия для слабовидящих
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 196»
Юридический адрес: 630066, г. Новосибирск, ул. Саввы Кожевникова, 21,
т/ф (факс) - 308-63-02, e-mail: sch_196_nsk@nios.ru

Страничка психолога

Не забываем поиграть

Уважаемые родители, скоро наступит лето с его яркими и насыщенными днями. Все уже настроены отдыхать и набираться сил. Только родителей будущих первоклашек не покидает мысль о том, как же их чадо пойдет в первый раз в первый класс. Вместо приятного отдыха планируют нагрузить малышей ежедневными заданиями. Давайте совместим приятное с полезным? Как многие из вас уже знают, одним из условий успешного обучения ребенка в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания, т.е. умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Что же такое – ВНИМАНИЕ? Внимание это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой-либо объект. У малышей преобладает непроизвольное внимание, т.е. в сознании у них фиксируется то, что ярко, эмоционально, привлекательно. У вашего ребенка уже необходимо формировать произвольное внимание. Его развитие во многом позволит облегчить процесс обучения в начальной школе, когда от ребенка потребуется делать не то, что хочется, а то, что необходимо. Ниже представлены несколько простых игр и упражнений на развитие внимания у вашего ребенка.

  1. «Найди игрушку». Цель: развитие зрительного внимания, умения по описанию находить предметы. Задание: по описанию взрослого нужно найти игрушку (предмет) находящуюся в комнате. Если ребенок выиграл, поменяйтесь ролями: пусть теперь он не называя предмет, опишет его, а вы попробуете найти.
  2. «Найди отличие» Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Задание: ребенок рисует любую не сложную картинку (дом, человечек и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
  3. «Чего не стало?» Цель: развитие зрительного внимания. Задание: перед ребенком раскладывается несколько игрушек (от 5 до 10) или предметов (шахматные фигуры, костяшки домино, пуговиц и др.) и просят запомнить. Затем ребенок отворачивается, а взрослый убирает один или несколько предметов. Повернувшись, ребенок должен сказать чего не стало.
  4. Домино, лото, шашки, мозаика.
  5. Раскрашивание по образцу и рисование элементарных узоров по клеткам по образцу.
  6. Выкладывание из палочек, спичек, пуговиц фигур, узоров, предметов по образцу.
  7. Списывание, спечатывание текстов.
  8. Игры на развитие слухового внимания: «Узнай по голосу?» (отвернувшись, ребенок должен узнать, кто его позвал: мама, папа, бабушка или дедушка); «Слушай хлопки» (ребенок должен повторить ритмический рисунок хлопков, который только что слышал от взрослого).
  9. Вычеркивание заданных букв из печатного текста: «Найди и зачеркни все буквы «У» из статьи в газете.
  10. Для того чтобы ребенок учился управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух, выполняя какое-то поручение или самостоятельно играя проговаривать порядок действий.

Желаю удачи и приятного легкого отдыха!

С уважением педагог – психолог Эмец Н. А.

 


Воспитание без насилия

Человека делают человеком
светлые воспоминания детства.
Ф. М. Достоевский

Почему многие родители способны поднять руку на своего ребёнка?

Побои – не метод воспитания. Пощёчинами и пинками морали не научишь, с их помощью ничего не добьёшься. Телесные наказания и битьё детей, даже если они не приводят к издевательствам, абсолютно неприемлемы. Применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека. Речь здесь идёт не только о том, что такое поведение аморально и несправедливо. Оно – также непедагогично и неэффективно. Многочисленные исследования показали, что телесные наказания не являются действенными методами воспитания и вызывают только ответную жестокость. Возможно, телесные наказания и служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребёнка они ничему не учат. Только унижают, оскорбляют, раздражают его.

Почему бьют детей?

Физические наказания – явление, распространённое во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят обидеть детей, мучить их или причинять им телесные повреждения. Нет. Они намерены «серьёзно» наказать ребёнка и считают, что именно пощёчины, щипки, пинки и удары являются формой «внушительного» наказания. Эти родители видят в битье средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые в обществе нормы поведения. Они считают, что таким образом можно учить детей морали и наставлять их на путь истинный. Но, несмотря на такую убеждённость, большинство родителей, прибегающих к телесным наказаниям, чувствуют за собой вину и испытывают раскаяние и дискомфорт, что вызывает у них сомнения в правильности выбранной линии поведения и смутные предположения, что существуют, возможно, более верные и эффективные методы воспитания.

Реакция на побои бывает у детей самой разной

  1. Маленький ребёнок, которого ударили, зачастую начинает плакать ещё громче.
  2. Ребёнок, которого бьют, чувствует себя оскорблённым и униженным.
  3. Ребёнок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктована жаждой мести и компенсации. Кроме того, его непрерывно мучает страх, и это может оказаться губительным для его развития.

Ребёнку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо  естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей. У тех, кого в детстве били, душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства боли и обиды и во взрослом состоянии. Словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Чтобы воспитать ребёнка и установить с ним доверительные отношения попробуйте воспользоваться такими психологическими приёмами

  • каждый день начинайте с улыбки и заканчивайте миром;
  • не принуждайте его, а постарайтесь объяснить, почему нужно сделать так, а не иначе;
  • уважайте ребёнка (прежде чем посмотреть его дневник, прочесть письмо, взять его вещь, поинтересуйтесь, не будет ли ребёнок против);
  • не применяйте при общении с ребёнком оскорбительных слов (лентяй, трус, осёл и т.д.)
  • не давайте категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный и т.д.);
  • помните, что не одобрять можно  только поступки, но не самого ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»;
  • почаще советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение («А как ты думаешь?» «А как бы ты поступил?»);
  • предоставьте ему возможность быть разным (послушным, шаловливым, весёлым, задумчивым, таким, какой он есть);
  • после наказания, проступок, за который вы наказали ребёнка, нужно забыть;
  • если хотите похвалить, то хвалите за его труды (за поделку, вымытую посуду и т.д.)
  • заранее предупреждайте ребёнка о ваших намерениях («Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером ..»)
  • предоставьте ребёнку возможность чувствовать себя нужным в семье, ответственным за какое-то семейное дело;
  • никогда не торопите ребёнка, дайте ему возможность жить в собственном ритме;
  • будьте последовательны в своих требованиях.

Интернет-ресурс


Детская самостоятельность или как помочь учиться

И вот Вы совсем не заметили как Ваш ребенок уже подрос и начинает самостоятельно изучать мир… А вот он уже строит башню и пытается изобразить первый рисунок. Но нам всегда хочется лучшего. Хочется, чтобы даже самый первый опыт самостоятельного взаимодействия ребенка с предметами был идеален, что уж говорить о продукте этого взаимодействия. И не зная устали, мы начинаем поправлять кроху, указывать на не точности и неловкости. И совсем забываем о чувстве такта, эмпатии. Ребенок в процессе творения постоянно слышит «не так», «это плохо», «Ну что ты как маленький! Это же так просто!!!».

Вообще разные дети по-разному реагируют на родительские «не так»: одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют: «Раз плохо, не буду вообще!». Как будто бы реакции разные, но все они показывают, что детям не по нраву такое обращение. Почему? Чтобы лучше это понять, давайте вспомним себя детьми. Как долго у нас самих не получалось написать букву, чисто подмести пол или ловко забить гвоздь? Теперь эти дела нам кажутся простыми. Так вот, когда мы показываем и навязываем эту «простоту» ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок вправе на нас обижаться!

Как же научить, если не указывать на ошибки?

Да, знание ошибок полезно и часто необходимо, но указывать на них нужно с особенной осторожностью. Во-первых, не стоит замечать каждую ошибку; во-вторых, ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом; наконец, замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения. И в этом искусстве нам стоит поучиться у самих детей. Спросим себя: знает ли порой ребенок о своих ошибках? Согласитесь, часто знает — так же, как ощущает нетвердость шагов годовалый малыш. А как он к этим ошибкам относится? Оказывается, более терпимо, чем взрослые. Почему? А он доволен уже тем, что у него что-то получается, ведь он уже «идет», пусть пока нетвердо. К тому же, он догадывается: завтра получится лучше! Мы, родители, замечаниями хотим скорее добиться лучших результатов. А получается часто совсем наоборот.

Четыре результата учения

Ваш ребенок чему-то учится. Общий итог будет состоять из нескольких частных результатов. Назовем четыре из них.

Первый, самый очевидный — это знание, которое он получит или умение, которое он освоит.

Второй результат менее очевиден: это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя.

Третий результат — эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.

Наконец, четвертый результат — след на ваших взаимоотношениях с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог также может быть либо положительным (остались довольны друг другом), либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств).

Запомните, родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (выучился? научился?). Ни в коем случае не забывайте об остальных трех. Они гораздо важнее!

Так что, если ваш ребенок строит из кубиков странный «дворец», лепит собачку, похожую на ящерицу, пишет корявым почерком или не очень складно рассказывает о фильме, но при этом увлечен или сосредоточен — не критикуйте, не поправляйте его. А если вы еще и проявите искренний интерес к его делу, то почувствуете, как усилится взаимное уважение и принятие друг друга, так необходимые и вам, и ему.

С уважением, педагог –психолог Эмец Н. А.

Использован материал автора Ю.Б. Гиппенрейтер

 


 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. А он ли это?

К нашему большому сожалению, сейчас входит в моду при любом, с точки зрения взрослого человека, неоптимальном поведении ребенка, будь то неусидчивость, перепады настроения, не желание слушаться, низкая успеваемость в школе, тащить его к психологу или еще хуже к психиатру.

На данный момент более миллиона детей по всему миру получили диагноз какого-либо психического «расстройства», существование которого не может подтвердить ни один диагностический анализ. СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), по мнению психиатров – поведенческое расстройство развития, вызванное неправильной работой нервной системы, проявляется в трудности концентрации внимания, гиперактивности и плохо управляемой импульсивности.

Как написал невролог Сидни Уолкер в книге «Трюк с гиперактивностью»: «назначение психотропных препаратов для лечения несуществующего заболевания – это трагедия, поскольку «подавляя симптомы у детей, мы просто позволяем лежащей в их основе проблеме продолжать существовать и во многих случаях даже усугубляться».
Согласно словам доктора Уильяма Кэри, заслуженного педиатра детской больницы Филадельфии: «в существующем на сегодняшний день определении СДВГ, которое позволяет поставить ребенку этот диагноз при наличии у него определенного количества причиняющих беспокойство особенностей поведения и других критериев, не учитывается тот факт, что эти особенности поведения, вероятно, являются нормальными свойственными детям чертами».

Доктор Мэри Энн Блок помогла тысячам детей отвыкнуть от психотропных препаратов без риска для здоровья, и вот что она говорит: «Многие врачи не проводят медицинского обследования, прежде чем назначать психиатрические препараты… Детей приводят к врачу, но врач не обследует их, он не пытается найти никаких проблем со здоровьем или проблем в обучении, он просто ставит ребенку диагноз СДВГ и назначает препарат. Это не то, чему меня учили в медицинской школе. Меня учили, что необходимо проводить обследование состояния организма и составлять полную историю болезни». Повесить на ребенка ярлык «душевнобольного», не имея надлежащих медицинских доказательств, значит, по сути, совершить преступление по отношению к нему; назначить ему психотропные препараты для лечения, фактически значит отравить ребенка. Очень часто детям просто требуется достаточный сон, хорошее питание и очень активная деятельность.

Доктор Уолкер написал, что дети с диагнозом СДВГ и другими подобными диагнозами могут страдать от следующих неблагоприятных состояний: «ранняя стадия диабета, порок сердца, глисты, вирусные или микробные инфекции, генетические расстройства, аллергии, отравление ртутью или марганцем, слабые формы эпилептических припадков и сотни, да сотни, других легких, тяжелых и даже угрожающих жизни проблем медицинского характера. И, тем не менее, всем этим детям поставили психиатрический диагноз».


Список того, что необходимо проверить

  1. Окружение
    Знакомы ли Вы с окружением Вашего ребенка? Есть ли ситуации в общении Вашего ребенка с другими детьми, которые вызывают дискомфорт. Исследуйте это тщательно.
    2. Дом
    Это щекотливая тема, но жизненно важно, чтобы Вы были честны с собой в отношении этих вопросов. Есть ли источники стресса в самой семье: соперничество детей, ссоры родителей, развод, плохое обращение и так далее? Ваш ребенок смотрит много телевизионных программ с насилием или играет в такие видеоигры?
    Пытались ли вы сделать так, чтобы все проблемы в семье были разрешены посредством общения?
    3. Питание
    Есть всё больше и больше свидетельств, которые убеждают врачей, что плохое питание и недостаток упражнений могут вызвать изменения в эмоциональном состоянии и поведении. Если в рационе вашего ребенка много, например, сахара, то это может сделать его гиперактивным и вызвать «симптомы», которые обычно приписывают СДВГ. К этому же может привести отравление свинцом. Подобным же образом недостаток витаминов может вызвать множество симптомов.
    4. Скрытое физическое заболевание
    Хотя есть разные системы и теории, большинство профессионалов в сфере здравоохранения согласны, что здоровое питание, упражнения и игры или занятия на свежем воздухе очень полезны. Существует вероятность, что у вашего ребенка есть какая-то нераспознанная физическая проблема, которая влияет на его поведение, как, например, аллергия, паразиты или даже плохое зрение или слух. Попросите своего педиатра обратить на это внимание. Тщательное медицинское обследование может выявить скрытые причины, которые требуют внимания. Могут существовать даже нарушения структурного характера, причиняющие боль, о которой ребёнок не говорит, но которая может отразиться на поведении.

Как общаться с гиперактивным ребенком. Советы для Вас

Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить “нет”, “нельзя”, “прекрати” – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его..

Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную “территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от идеала.

И не забывайте, что самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным. Помните, что “Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту” (Мэри Ш. Курчинка).

Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у Вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в Ваших руках!



«Внимание: шестилетки!»

Каждый любящий родитель стремится к тому, чтобы его ребенок был здоров, счастлив и успешен! Заботливые родители уделяют максимум времени и внимания развитию своего чада во всех сферах. С раннего детства ребенок посещает различные кружки, секции и студии искусств. Таким образом, родители готовят детей к успешному освоению образовательной программы.

В современной школе к ученикам предъявляются высокие требования. И с каждым годом они становятся всё более серьёзными. ФГОС — требования современного времени. Усвоение образовательной программы в школе — залог успешности ребенка во взрослой жизни. При этом, каждый ребёнок уникален и у него свои индивидуальные особенности развития и взросления. Хотя есть и общие показатели. А именно, большинство учёных и педагогов-практиков утверждают, что оптимальный возраст для начала обучения в школе — 7 лет. Основаниями для такого утверждения являются следующие факторы:

  • физическая готовность ребёнка к изменению режима и к новым нагрузкам (причём, не только наличие здоровья, но хорошего запаса прочности на будущее);
  • психологическая готовность к школе (не только соответственно развитые высшие психические функции (память, внимание, мышление и пр., но и готовность к постоянному увеличению нагрузки и количества требований;
  • необходимость успеть «наиграться» (как взрослым «нагуляться» перед свадьбой);
  • приобрести достаточный опыт общения в различных базовых жизненных ситуациях (в том числе умение общаться со взрослыми и со сверстниками).

Кроме того, к сожалению, с каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ. Причинами являются врождённые дефекты, следствия травм и генетическая предрасположенность. Не все они и не всегда проявляются сразу. Зачастую «спусковым механизмом» для проявления проблем со здоровьем становятся перенесённые и/или недолеченные инфекции, стресс от какой-либо ситуации (и в том числе психологическая травма, а также постоянно увеличивающаяся нагрузка (как физическая, так и интеллектуальная). Именно увеличение нагрузок и повышенный риск стресса сопровождают процесс адаптации первоклассника в школе.

Главная задача взрослых, отправить ребёнка учиться в школе вовремя! Не стоит ориентироваться на модное поветрие о том, что в школу ребенка нужно отправлять как можно раньше, сразу по достижении 6-ти лет. В данной ситуации для здоровья ребенка гораздо лучше немного припоздниться, чем поторопиться.

В этом случае, если ребёнок будет осваивать школьную программу в полном объёме быстрее сверстников, то есть возможность учиться экстерном. А если ребёнок не сможет эту программу осваивать в полном объёме? Если ему будет тяжело и он начнёт много болеть? Он не станет успешным и, более того, может оказаться даже изгоем в коллективе. А при постоянном напряжении и давлении (ты должен), в подростковом возрасте он в лучшем случае взбунтуется. В худшем. Сами представляете!

Мой опыт школьного психолога и опыт моих коллег педагогов подтверждает актуальность и современность научного обоснования поступления в школу детей, достигших возраста 7 лет. Подробно это описано в трудах великих педагогов и психологов, таких как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Л. О. Бадалян и других.

Задача взрослых — трезво, взвешенно и очень щепетильно подойти к вопросу о возрасте поступления в школу. Вместо риска задержки успеваемости и развития, лучше ребенку ещё один год перед школой поиграть, закалиться на море или в деревне на домашних продуктах, посетить массу детских представлений, концертов и других.

В данном вопросе оптимально руководствоваться принципом «Торопиться надо медленно!». Будьте здоровы и вы и ваши дети!

— Ваш психолог, О. В.


Возрастные кризисы у детей

«Если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их следовало бы задать теоретически»
Л. С. Выготский

Кри́зис (krineo ) — в переводе с греческого на русский означает: решение, переворот. Это переходное состояние, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации.

Возрастных кризисов у детей несколько:

  • кризис новорожденности (первые 6-8 недель жизни);
  • кризис раннего детства (12-18 месяцев);
  • кризис трех лет (2-4 года);
  • кризис 6-8 лет;
  • пубертатный кризис (12-14 лет).

Кризис новорожденности 

(первые 6-8 недель жизни)

Самый первый кризис ребенка специалисты рассматривают с двух точек зрения: физиологической и психологической. На уровне физиологии младенец должен адаптироваться к новому способу существования («сухопутному», по сравнению с внутриутробным «водным»): самостоятельно дышать, согревать себя, добывать и переваривать пищу. Спокойный режим дня, регулярный сон и питание, хорошо налаженный процесс грудного вскармливания — все это поможет крохе вскоре почувствовать себя «своим» в этом мире. А вот процесс психологической адаптации во многом зависит от действий и эмоций родителей малыша. Новорожденный лишен основных средств общения, остро нуждаясь при этом в нашей помощи и поддержке. Поэтому сейчас чрезвычайно важна материнская интуиция: мама способна «прочитать» даже те потребности малыша, о которых он сам не догадывается. Доверять себе, доверять ребенку, а не советам окружающих — это так просто… и так сложно! Но именно в этом секрет. Держать на ручках, обнимать, кормить грудью, защищать от тревог и стрессов — собственно говоря, это все, что нужно маленькому человечку. Ну и папина поддержка тоже, безусловно.

Кризис новорожденности завершается через 6-8 недель — с появлением, так называемого комплекса оживления. Малыш уже освоился! Еще бы, разве иначе он улыбался бы так нежно при одном лишь взгляде на любимое мамино лицо?

Кризис раннего детства 

(12-18 месяцев)

Кризис первого года жизни был изучен психологами раньше всех остальных. Главные моменты, приводящие к развитию новых отношений ребенка с миром в этот период, — обучение ходьбе и речи (пусть не совсем понятной, но, тем не менее, психологи называют этот «птичий» язык очень серьезно — автономной детской речью). Одновременно ребенок начинает понимать, что мама, по-прежнему находящаяся в центре его мироздания, не принадлежит ему всецело — оказывается, у нее есть собственные интересы, своя жизнь!.. И малыш начинает опасаться, что его потеряют или бросят. Именно поэтому детки, едва научившиеся ходить, порой ведут себя очень странно. Могут прибегать к маме поминутно, проверяя, на месте ли она, или, наоборот, убегать во всю прыть, принуждая ее бегать следом, уделяя чаду повышенное внимание.

В этом же возрасте ребенок проявляет свои первые «волевые» решения: это могут быть настоящие «акции протеста», «оппозиции», противопоставления себя другим (особенно характерны такие реакции для ребенка, который воспитывается в семье с достаточно жесткими правилами и регламентированным распорядком жизни). Бороться с крохой бесполезно, а точнее — недопустимо! Ведь именно сейчас он нуждается в безусловной и постоянной родительской любви и поддержке, как физической, так и эмоциональной. И если с физической поддержкой все понятно, то эмоциональную стоит немного подкорректировать. Очень важно осознать, что ваш малыш уже не то беспомощное существо, каким был еще недавно, и немного «отпустить» его, позволить развиваться в собственном темпе (при этом оценивая его возможности и «подталкивая» или «притормаживая» кроху время от времени).

Кризис трех лет 

(2-4 года)

Кризис трех лет психологи относят к числу острых — ребенок действительно трудно управляем, его поведение почти не поддается коррекции. В еще небогатом словаре ребенка самым частым становится «не хочу». Впрочем, он не столько говорит, сколько действует: вы зовете его, а он убегает, вы просите положить игрушку в коробку, а он швыряет ее на пол, вы говорите ему, что хлеб крошить нельзя, а он нарочно крошит. Ваш отказ в какой-то его просьбе, запрет что-то брать, куда-то идти вызывает реакцию протеста. Малыш кричит во весь голос, топает ногами, а бывает, и замахивается на вас со злым и сердитым лицом, со слезами на глазах. Что случилось? Скорее всего, ничего страшного. Просто ваш малыш растет, начинает ощущать себя личностью. Это повышает его активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. А силенок, умения еще не хватает. Что-то ему не нравится, что-то не получается. И всю неудовлетворенность он выражает вот такими средствами…

Не надо сердиться на ребенка, пытаться «переломить» его, отвечать на его крик криком, тем более наказывать. Такая позиция взрослых может лишь закрепить неправильное поведение, а иногда и дать толчок формированию отрицательных, черт характера.

Подумайте, нет ли у ребенка причин для капризов и упрямства. Может быть, он тяготится излишней строгостью, слишком частыми запретами? Может быть, отрицательно относится к кому-либо — допустим, его обижают старшие дети?

Найдите в себе силы терпеливо отнестись к топанью ногами или крику. Учтите, что ребенок иной раз и сам бы рад успокоиться, да не может. Помогите ему, переключив его внимание на что-то, не имеющее отношения к данной ситуации, скажем, на голубя, севшего на подоконник, на яркую картинку в книжке, поставьте на проигрыватель пластинку, которую он любит. Если позиция взрослых правильна, подобные нарушения в поведении ребенка обычно через полгода-год проходят.

Надо иметь в виду, что в период первого возрастного криза иногда проявляются и серьезные психические отклонения. Резкая гормональная перестройка, связанная с активизацией ядер промежуточного мозга и гипофиза, интенсивное развитие процессов познания, происходящее в этом возрасте, нередко способствуют выявлению нервно-психических заболеваний.

У некоторых начинает отчетливо формироваться своеобразное отклонение психического развития — ранний детский аутизм. Его характерная черта — резкое ослабление потребности в контактах с окружающими. Ребенок ни с кем не хочет разговаривать, у него отсутствуют эмоциональные реакции на поведение окружающих — он не улыбается, не смеется, не пугается, не проявляет интереса к игрушкам, животным, к появлению новых людей — живет как бы отгороженным от внешнего мира. Его развлечение — это повторяющиеся однообразные движения, например, вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев, раскачивание туловища… Такие странности в поведении ребенка, отсутствие естественных детских интересов должны насторожить.

Надо обязательно показать малыша детскому психоневрологу. Психические заболевания, начавшиеся в раннем возрасте, имеют, к несчастью, неблагоприятное течение, и, естественно, чем раньше начато лечение, тем больше надежд на то, что оно будет успешным.

Кризис 6-8 лет

Данный возрастной кризис совпадает с периодом интенсивного физического роста, совершенствования тонкой моторики рук, развития ряда сложных нервно-психических функций. И как раз в это напряженное для организма время меняется социальный статус ребенка — он становится школьником. Необходимость приспособиться к новому окружению и к новым требованиям создает у некоторых детей предпосылки для формирования комплекса отклонений и нарушений поведения, объединяемых условным термином «школьный невроз». Ребенок становится очень тревожным, боится опоздать в школу, что-то сделать не так, у него нарушается аппетит, особенно по утрам, появляется тошнота и даже рвота. В других случаях ребенок, наоборот, не хочет вставать, одеваться, чтобы идти на занятия, забывает задания, не может приспособиться к дисциплине, не отвечает на вопросы учителя. Чаще всего это бывает с ослабленными детьми, которые достигли школьного возраста, но по физическим и психическим данным отстают от сверстников. Не спешите, поэтому отдавать в школу шестилетнего и даже семилетнего ребенка, если врач детской поликлиники считает, что он еще недостаточно к этому подготовлен.

Первоклассников, кроме, конечно, крепких, выносливых ребят, не следует загружать дополнительными занятиями в музыкальных школах, спортивных секциях, студиях: пусть сначала хорошо адаптируются к школе. Физиологические особенности данного возраста (6-8 лет), психологические трудности, возникающие в связи с адаптацией к школе, могут спровоцировать декомпенсацию тех скрыто протекавших повреждений головного мозга, которые были связаны с осложнениями беременности или родов, инфекциями, травмами первых лет жизни. Это проявляется повышенной утомляемостью, двигательным беспокойством, возобновлением возникавшего в дошкольные годы заикания, недержанием мочи. И тогда, конечно, родителям не обойтись без помощи врача. Очень важно создать ребенку дома спокойную обстановку, не предъявлять непосильных требований и уж, конечно, не наказывать за грязь в тетради или невыученный урок, — так можно только усилить негативное отношение к учению. Нельзя упускать из виду, что именно в 7-8 лет у детей с неуравновешенной нервной системой, особенно у мальчиков, впервые могут появиться такие нарушения поведения, как уход из дома. Вначале это обычно связано со страхом наказания, протестом против ссор родителей или каких-то иных неприятностей, пережитых дома.

Возрастные кризы закономерны. Но протекать они могут по-разному — и остро, болезненно, и мягко, почти незаметно. И зависит это не только от физических и психических особенностей ребенка, но и в очень большой степени от условий, в которых он живет, от его воспитания. Можно почти гарантировать, что ребенок спокойно пройдет через все возрастные кризы, если самим родителям никогда не изменяют выдержка и терпение, а в семье царит доброжелательная, спокойная атмосфера.

Из книги Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
текст для публикации взят из Интернета или других открытых источников


Домашние животные – залог гармоничного развития ребенка

Все знают эту фразу. Многие рекомендуют обязательно завести для ребенка домашнее животное, чтобы ребенок вырос добрым, заботливым, ответственным и так далее.

Однако на практике далеко не всегда получается этот ожидаемый результат. Почему?

Родители очень любят своего ребенка, создают для него все условия. Как материальные, так и благополучную психологическую среду. По достижении ребенком определенного возраста специально для него заводят домашнее животное. Вместе с ребенком обсуждают, какое именно животное приобрести, где и как. Потом вместе с ребенком приносят в дом живое чудо. Объясняют ребенку, как надо ухаживать за животным. И … ждут. Теперь ребенок должен вырасти ответственным, добрым, чутким, внимательным, заботливым и много еще каким.

Через некоторое время родители видят, что ребенок за своим животным не убирает. Хотя так радостно все начиналось! Взрослые начинают сначала напоминать ребенку о том, что животное надо регулярно кормить, поить и убирать за ним. Некоторых надо также регулярно выгуливать и/или купать и так далее. Потом родители стыдят и наказывают. Ребенок же сначала оправдывается, потом ворчит и возмущается, а потом и вовсе игнорирует животное. В худшем случае, вымещает на животном свое недовольство и даже злобу. И вместо ожидаемого развития лучших человеческих качеств, родители видят совершенно обратный эффект. Более того, ребенок начинает проявлять черствость и по отношению к людям, даже к своим родителям.

Как это произошло? Почему при соблюдении вроде бы всех условий получен обратный эффект? Наличие домашнего питомца не способствует развитию детей? Дети от рождения черствые и не способны испытывать добрые чувства? Сами питомцы такие «неправильные»? Или … ?

Все дело именно в этом «или». Домашние любимцы действительно способствуют развитию лучших человеческих качеств. И родители, которые заводят домашних животных, безусловно, правы. И все дети от рождения открытые и добрые. Исключение составляют только дети с тяжелыми врожденными недугами и с постоянной сильной болью, которая мешает им наслаждаться радостью жизни.

Дети – всегда продолжение своих родителей. И родители для детей всегда образец для подражания. Именно у своих родителей дети учатся понимать и выполнять все правила поведения. Если родители не объяснят ребенку, что для здоровья необходимо регулярно мыть руки, то ребенок не будет знать это. Ребенок просто не в состоянии выполнять то, о чем он не имеет понятия.

Кроме того, еще ни у кого из родителей не получилось заставить ребенка строго выполнять правила, которые сам родитель игнорирует. Например, требовать переходить дорогу только на пешеходном переходе или только по зеленому сигналу светофора, если сам родитель может позволить себе перейти дорогу в любом месте, а то и перебежать на красный сигнал светофора и под гудки недовольных водителей.

Соответственно, если родители сами не будут ухаживать за домашним любимцем (показывать пример, что и как конкретно делать), так как с их точки зрения, это животное ребенка, поэтому пусть ребенок все и делает. То ребенок будет точно также ожидать от кого-нибудь другого выполнения этих действий.

Еще один существенный фактор. Нельзя животное отдавать другим людям по причинам «ребенок уже вырос, ему неинтересно стало», «брали ребенку, а у него только компьютер на уме», «мы ждем еще одного ребенка, поэтому от всех животных в доме надо избавиться» и тем более, нельзя животное выбрасывать на улицу.

И, самое главное, воспитание ребенка и развитие в нем лучших человеческих качеств – это общее дело всей семьи. Это сама атмосфера в семье. Необходимо помнить, любой домашний питомец – это новый член семьи, а не деталь интерьера. Не случайно их часто называют «наши меньшие братья». Поэтому, домашнего любимца принимают в семью для всех ее членов. Вся семья ухаживает за ним и все члены семьи с ним общаются. Только при таком здоровом психологическом подходе, все члены семьи будут добрыми, заботливыми и ответственными. И эти качества у ребенка будут гармонично развиваться естественным образом.