Версия для слабовидящих
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 196»
Юридический адрес: 630066, г. Новосибирск, ул. Саввы Кожевникова, 21,
т/ф (факс) - 308-63-02, e-mail: sch_196_nsk@nios.ru

Страничка психолога

Приём осуществляет педагог-психолог 1-й категории
Дмитриева Ольга Владимировна.
Четверг — с 14 до 18, пятница — с 8 до 14.
Записаться на приём можно по e-mail: ODmitrieva@s196.edu.ru


«Внимание: шестилетки!»

Каждый любящий родитель стремится к тому, чтобы его ребенок был здоров, счастлив и успешен! Заботливые родители уделяют максимум времени и внимания развитию своего чада во всех сферах. С раннего детства ребенок посещает различные кружки, секции и студии искусств. Таким образом, родители готовят детей к успешному освоению образовательной программы.

В современной школе к ученикам предъявляются высокие требования. И с каждым годом они становятся всё более серьёзными. ФГОС — требования современного времени. Усвоение образовательной программы в школе — залог успешности ребенка во взрослой жизни. При этом, каждый ребёнок уникален и у него свои индивидуальные особенности развития и взросления. Хотя есть и общие показатели. А именно, большинство учёных и педагогов-практиков утверждают, что оптимальный возраст для начала обучения в школе — 7 лет. Основаниями для такого утверждения являются следующие факторы:

  • физическая готовность ребёнка к изменению режима и к новым нагрузкам (причём, не только наличие здоровья, но хорошего запаса прочности на будущее);
  • психологическая готовность к школе (не только соответственно развитые высшие психические функции (память, внимание, мышление и пр., но и готовность к постоянному увеличению нагрузки и количества требований;
  • необходимость успеть «наиграться» (как взрослым «нагуляться» перед свадьбой);
  • приобрести достаточный опыт общения в различных базовых жизненных ситуациях (в том числе умение общаться со взрослыми и со сверстниками).

Кроме того, к сожалению, с каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ. Причинами являются врождённые дефекты, следствия травм и генетическая предрасположенность. Не все они и не всегда проявляются сразу. Зачастую «спусковым механизмом» для проявления проблем со здоровьем становятся перенесённые и/или недолеченные инфекции, стресс от какой-либо ситуации (и в том числе психологическая травма, а также постоянно увеличивающаяся нагрузка (как физическая, так и интеллектуальная). Именно увеличение нагрузок и повышенный риск стресса сопровождают процесс адаптации первоклассника в школе.

Главная задача взрослых, отправить ребёнка учиться в школе вовремя! Не стоит ориентироваться на модное поветрие о том, что в школу ребенка нужно отправлять как можно раньше, сразу по достижении 6-ти лет. В данной ситуации для здоровья ребенка гораздо лучше немного припоздниться, чем поторопиться.

В этом случае, если ребёнок будет осваивать школьную программу в полном объёме быстрее сверстников, то есть возможность учиться экстерном. А если ребёнок не сможет эту программу осваивать в полном объёме? Если ему будет тяжело и он начнёт много болеть? Он не станет успешным и, более того, может оказаться даже изгоем в коллективе. А при постоянном напряжении и давлении (ты должен), в подростковом возрасте он в лучшем случае взбунтуется. В худшем. Сами представляете!

Мой опыт школьного психолога и опыт моих коллег педагогов подтверждает актуальность и современность научного обоснования поступления в школу детей, достигших возраста 7 лет. Подробно это описано в трудах великих педагогов и психологов, таких как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Л. О. Бадалян и других.

Задача взрослых — трезво, взвешенно и очень щепетильно подойти к вопросу о возрасте поступления в школу. Вместо риска задержки успеваемости и развития, лучше ребенку ещё один год перед школой поиграть, закалиться на море или в деревне на домашних продуктах, посетить массу детских представлений, концертов и других.

В данном вопросе оптимально руководствоваться принципом «Торопиться надо медленно!». Будьте здоровы и вы и ваши дети!

— Ваш психолог, О. В.


Возрастные кризисы у детей

«Если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их следовало бы задать теоретически»
Л. С. Выготский

Кри́зис (krineo ) — в переводе с греческого на русский означает: решение, переворот. Это переходное состояние, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации.

Возрастных кризисов у детей несколько:

  • кризис новорожденности (первые 6-8 недель жизни);
  • кризис раннего детства (12-18 месяцев);
  • кризис трех лет (2-4 года);
  • кризис 6-8 лет;
  • пубертатный кризис (12-14 лет).

Кризис новорожденности 

(первые 6-8 недель жизни)

Самый первый кризис ребенка специалисты рассматривают с двух точек зрения: физиологической и психологической. На уровне физиологии младенец должен адаптироваться к новому способу существования («сухопутному», по сравнению с внутриутробным «водным»): самостоятельно дышать, согревать себя, добывать и переваривать пищу. Спокойный режим дня, регулярный сон и питание, хорошо налаженный процесс грудного вскармливания — все это поможет крохе вскоре почувствовать себя «своим» в этом мире. А вот процесс психологической адаптации во многом зависит от действий и эмоций родителей малыша. Новорожденный лишен основных средств общения, остро нуждаясь при этом в нашей помощи и поддержке. Поэтому сейчас чрезвычайно важна материнская интуиция: мама способна «прочитать» даже те потребности малыша, о которых он сам не догадывается. Доверять себе, доверять ребенку, а не советам окружающих — это так просто… и так сложно! Но именно в этом секрет. Держать на ручках, обнимать, кормить грудью, защищать от тревог и стрессов — собственно говоря, это все, что нужно маленькому человечку. Ну и папина поддержка тоже, безусловно.

Кризис новорожденности завершается через 6-8 недель — с появлением, так называемого комплекса оживления. Малыш уже освоился! Еще бы, разве иначе он улыбался бы так нежно при одном лишь взгляде на любимое мамино лицо?

Кризис раннего детства 

(12-18 месяцев)

Кризис первого года жизни был изучен психологами раньше всех остальных. Главные моменты, приводящие к развитию новых отношений ребенка с миром в этот период, — обучение ходьбе и речи (пусть не совсем понятной, но, тем не менее, психологи называют этот «птичий» язык очень серьезно — автономной детской речью). Одновременно ребенок начинает понимать, что мама, по-прежнему находящаяся в центре его мироздания, не принадлежит ему всецело — оказывается, у нее есть собственные интересы, своя жизнь!.. И малыш начинает опасаться, что его потеряют или бросят. Именно поэтому детки, едва научившиеся ходить, порой ведут себя очень странно. Могут прибегать к маме поминутно, проверяя, на месте ли она, или, наоборот, убегать во всю прыть, принуждая ее бегать следом, уделяя чаду повышенное внимание.

В этом же возрасте ребенок проявляет свои первые «волевые» решения: это могут быть настоящие «акции протеста», «оппозиции», противопоставления себя другим (особенно характерны такие реакции для ребенка, который воспитывается в семье с достаточно жесткими правилами и регламентированным распорядком жизни). Бороться с крохой бесполезно, а точнее — недопустимо! Ведь именно сейчас он нуждается в безусловной и постоянной родительской любви и поддержке, как физической, так и эмоциональной. И если с физической поддержкой все понятно, то эмоциональную стоит немного подкорректировать. Очень важно осознать, что ваш малыш уже не то беспомощное существо, каким был еще недавно, и немного «отпустить» его, позволить развиваться в собственном темпе (при этом оценивая его возможности и «подталкивая» или «притормаживая» кроху время от времени).

Кризис трех лет 

(2-4 года)

Кризис трех лет психологи относят к числу острых — ребенок действительно трудно управляем, его поведение почти не поддается коррекции. В еще небогатом словаре ребенка самым частым становится «не хочу». Впрочем, он не столько говорит, сколько действует: вы зовете его, а он убегает, вы просите положить игрушку в коробку, а он швыряет ее на пол, вы говорите ему, что хлеб крошить нельзя, а он нарочно крошит. Ваш отказ в какой-то его просьбе, запрет что-то брать, куда-то идти вызывает реакцию протеста. Малыш кричит во весь голос, топает ногами, а бывает, и замахивается на вас со злым и сердитым лицом, со слезами на глазах. Что случилось? Скорее всего, ничего страшного. Просто ваш малыш растет, начинает ощущать себя личностью. Это повышает его активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. А силенок, умения еще не хватает. Что-то ему не нравится, что-то не получается. И всю неудовлетворенность он выражает вот такими средствами…

Не надо сердиться на ребенка, пытаться «переломить» его, отвечать на его крик криком, тем более наказывать. Такая позиция взрослых может лишь закрепить неправильное поведение, а иногда и дать толчок формированию отрицательных, черт характера.

Подумайте, нет ли у ребенка причин для капризов и упрямства. Может быть, он тяготится излишней строгостью, слишком частыми запретами? Может быть, отрицательно относится к кому-либо — допустим, его обижают старшие дети?

Найдите в себе силы терпеливо отнестись к топанью ногами или крику. Учтите, что ребенок иной раз и сам бы рад успокоиться, да не может. Помогите ему, переключив его внимание на что-то, не имеющее отношения к данной ситуации, скажем, на голубя, севшего на подоконник, на яркую картинку в книжке, поставьте на проигрыватель пластинку, которую он любит. Если позиция взрослых правильна, подобные нарушения в поведении ребенка обычно через полгода-год проходят.

Надо иметь в виду, что в период первого возрастного криза иногда проявляются и серьезные психические отклонения. Резкая гормональная перестройка, связанная с активизацией ядер промежуточного мозга и гипофиза, интенсивное развитие процессов познания, происходящее в этом возрасте, нередко способствуют выявлению нервно-психических заболеваний.

У некоторых начинает отчетливо формироваться своеобразное отклонение психического развития — ранний детский аутизм. Его характерная черта — резкое ослабление потребности в контактах с окружающими. Ребенок ни с кем не хочет разговаривать, у него отсутствуют эмоциональные реакции на поведение окружающих — он не улыбается, не смеется, не пугается, не проявляет интереса к игрушкам, животным, к появлению новых людей — живет как бы отгороженным от внешнего мира. Его развлечение — это повторяющиеся однообразные движения, например, вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев, раскачивание туловища… Такие странности в поведении ребенка, отсутствие естественных детских интересов должны насторожить.

Надо обязательно показать малыша детскому психоневрологу. Психические заболевания, начавшиеся в раннем возрасте, имеют, к несчастью, неблагоприятное течение, и, естественно, чем раньше начато лечение, тем больше надежд на то, что оно будет успешным.

Кризис 6-8 лет

Данный возрастной кризис совпадает с периодом интенсивного физического роста, совершенствования тонкой моторики рук, развития ряда сложных нервно-психических функций. И как раз в это напряженное для организма время меняется социальный статус ребенка — он становится школьником. Необходимость приспособиться к новому окружению и к новым требованиям создает у некоторых детей предпосылки для формирования комплекса отклонений и нарушений поведения, объединяемых условным термином «школьный невроз». Ребенок становится очень тревожным, боится опоздать в школу, что-то сделать не так, у него нарушается аппетит, особенно по утрам, появляется тошнота и даже рвота. В других случаях ребенок, наоборот, не хочет вставать, одеваться, чтобы идти на занятия, забывает задания, не может приспособиться к дисциплине, не отвечает на вопросы учителя. Чаще всего это бывает с ослабленными детьми, которые достигли школьного возраста, но по физическим и психическим данным отстают от сверстников. Не спешите, поэтому отдавать в школу шестилетнего и даже семилетнего ребенка, если врач детской поликлиники считает, что он еще недостаточно к этому подготовлен.

Первоклассников, кроме, конечно, крепких, выносливых ребят, не следует загружать дополнительными занятиями в музыкальных школах, спортивных секциях, студиях: пусть сначала хорошо адаптируются к школе. Физиологические особенности данного возраста (6-8 лет), психологические трудности, возникающие в связи с адаптацией к школе, могут спровоцировать декомпенсацию тех скрыто протекавших повреждений головного мозга, которые были связаны с осложнениями беременности или родов, инфекциями, травмами первых лет жизни. Это проявляется повышенной утомляемостью, двигательным беспокойством, возобновлением возникавшего в дошкольные годы заикания, недержанием мочи. И тогда, конечно, родителям не обойтись без помощи врача. Очень важно создать ребенку дома спокойную обстановку, не предъявлять непосильных требований и уж, конечно, не наказывать за грязь в тетради или невыученный урок, — так можно только усилить негативное отношение к учению. Нельзя упускать из виду, что именно в 7-8 лет у детей с неуравновешенной нервной системой, особенно у мальчиков, впервые могут появиться такие нарушения поведения, как уход из дома. Вначале это обычно связано со страхом наказания, протестом против ссор родителей или каких-то иных неприятностей, пережитых дома.

Возрастные кризы закономерны. Но протекать они могут по-разному — и остро, болезненно, и мягко, почти незаметно. И зависит это не только от физических и психических особенностей ребенка, но и в очень большой степени от условий, в которых он живет, от его воспитания. Можно почти гарантировать, что ребенок спокойно пройдет через все возрастные кризы, если самим родителям никогда не изменяют выдержка и терпение, а в семье царит доброжелательная, спокойная атмосфера.

Из книги Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
текст для публикации взят из Интернета или других открытых источников


Домашние животные – залог гармоничного развития ребенка

Все знают эту фразу. Многие рекомендуют обязательно завести для ребенка домашнее животное, чтобы ребенок вырос добрым, заботливым, ответственным и так далее.

Однако на практике далеко не всегда получается этот ожидаемый результат. Почему?

Родители очень любят своего ребенка, создают для него все условия. Как материальные, так и благополучную психологическую среду. По достижении ребенком определенного возраста специально для него заводят домашнее животное. Вместе с ребенком обсуждают, какое именно животное приобрести, где и как. Потом вместе с ребенком приносят в дом живое чудо. Объясняют ребенку, как надо ухаживать за животным. И … ждут. Теперь ребенок должен вырасти ответственным, добрым, чутким, внимательным, заботливым и много еще каким.

Через некоторое время родители видят, что ребенок за своим животным не убирает. Хотя так радостно все начиналось! Взрослые начинают сначала напоминать ребенку о том, что животное надо регулярно кормить, поить и убирать за ним. Некоторых надо также регулярно выгуливать и/или купать и так далее. Потом родители стыдят и наказывают. Ребенок же сначала оправдывается, потом ворчит и возмущается, а потом и вовсе игнорирует животное. В худшем случае, вымещает на животном свое недовольство и даже злобу. И вместо ожидаемого развития лучших человеческих качеств, родители видят совершенно обратный эффект. Более того, ребенок начинает проявлять черствость и по отношению к людям, даже к своим родителям.

Как это произошло? Почему при соблюдении вроде бы всех условий получен обратный эффект? Наличие домашнего питомца не способствует развитию детей? Дети от рождения черствые и не способны испытывать добрые чувства? Сами питомцы такие «неправильные»? Или … ?

Все дело именно в этом «или». Домашние любимцы действительно способствуют развитию лучших человеческих качеств. И родители, которые заводят домашних животных, безусловно, правы. И все дети от рождения открытые и добрые. Исключение составляют только дети с тяжелыми врожденными недугами и с постоянной сильной болью, которая мешает им наслаждаться радостью жизни.

Дети – всегда продолжение своих родителей. И родители для детей всегда образец для подражания. Именно у своих родителей дети учатся понимать и выполнять все правила поведения. Если родители не объяснят ребенку, что для здоровья необходимо регулярно мыть руки, то ребенок не будет знать это. Ребенок просто не в состоянии выполнять то, о чем он не имеет понятия.

Кроме того, еще ни у кого из родителей не получилось заставить ребенка строго выполнять правила, которые сам родитель игнорирует. Например, требовать переходить дорогу только на пешеходном переходе или только по зеленому сигналу светофора, если сам родитель может позволить себе перейти дорогу в любом месте, а то и перебежать на красный сигнал светофора и под гудки недовольных водителей.

Соответственно, если родители сами не будут ухаживать за домашним любимцем (показывать пример, что и как конкретно делать), так как с их точки зрения, это животное ребенка, поэтому пусть ребенок все и делает. То ребенок будет точно также ожидать от кого-нибудь другого выполнения этих действий.

Еще один существенный фактор. Нельзя животное отдавать другим людям по причинам «ребенок уже вырос, ему неинтересно стало», «брали ребенку, а у него только компьютер на уме», «мы ждем еще одного ребенка, поэтому от всех животных в доме надо избавиться» и тем более, нельзя животное выбрасывать на улицу.

И, самое главное, воспитание ребенка и развитие в нем лучших человеческих качеств – это общее дело всей семьи. Это сама атмосфера в семье. Необходимо помнить, любой домашний питомец – это новый член семьи, а не деталь интерьера. Не случайно их часто называют «наши меньшие братья». Поэтому, домашнего любимца принимают в семью для всех ее членов. Вся семья ухаживает за ним и все члены семьи с ним общаются. Только при таком здоровом психологическом подходе, все члены семьи будут добрыми, заботливыми и ответственными. И эти качества у ребенка будут гармонично развиваться естественным образом.